вторник, 17 января 2017 г.

Чтение вслух детям.

Дети любят проводить время с родителями. И нам, взрослым, надо искать возможности целенаправленно уделять время детям и быть с ними. Не учить их, не читать нотации, а просто проводить время - играть игрушками, гулять, рассказывать истории, работать над поделками, сидеть за настольными играми. На все это требуется время и конечно же желание родителей.

Самый простой способ побыть с детьми - ежедневно читать им вслух книги. Для этого достаточно 15 минут в день. Но это особенное время, которое позволяет наладить доверие и установить контакт с ребенком, расположить его к вам. Если вы уже практикуете чтение вслух для детей, то вы знаете, что это один из самых ожидаемых моментов дня для ребенка.



Существует несколько заблуждений, которые мешают родителям читать детям вслух.

1. Зачем читать ребенку вслух, если он уже сам в состоянии это делать. Чтение уже читающему ребенку только избаловывает его. Мы стремимся научить ребенка читать самостоятельно. И как только он овладевает этим навыком, мы прекращаем чтение книг ребенку. Чтение вслух для детей часто воспринимается, как что-то нужное только дошкольникам. Я не соглашусь с таким утверждением. Даже когда ребенок научился читать самостоятельно - ему все равно нравится, когда ему читают. В семьях с несколькими детьми - все дети с нетерпением ждут, когда папа или мама в конце дня сядут с ними на диване и почитают им книжку, даже если старшие уже школьники средних классов школы.

2. Ребенку может читать кто угодно - даже старшие братья и сестры или же дедушки и бабушки. Для родителей всегда существует искушение переложить чтение книг на плечи старших детей или других родственников. Но тогда теряется связь с родителями и исчезает возможность объединить семью. Поэтому не поддавайтесь этому искушению и находите время почитать книжки детям.

3. Вместо чтения можно показать детям хорошие мультфильмы или фильмы или детские обучающие программы  - и дети получат развивающую их информацию и родители смогут отдохнуть после тяжелого рабочего дня. Более того мы можем находиться с детьми в одной комнате.  Простой ответ - если вы дорожите семейным временем и хотите, чтобы в вашей семье ударение было сделано на общении - вы всегда будете контролировать телевизор и компьютер и отдавать предпочтение такому времяпровождению, которое стимулирует активное общение. И компьютер и телевизор в семье, хотя и создают иллюзию совместного времяпровождения, но переводят его из активного занятия в пассивное, которое вместо того чтобы объединять участников общения - наоборот - изолирует их.  Я не против телевизора и компьютера и считаю, что они полезны. Но эти два предмета должны использоваться с умом и очень ограниченно. Недопустимо, чтобы телевизор был постоянно включен. Ребенок должен знать, сколько времени в день он может провести за просмотром любимой программы или за игрой на компьютере. Только тогда можно включить телевизор и компьютер и после выполнения задания. его обязательно надо выключить. Когда вы начнете контролировать время просмотра ТВ и игры на компьютере - вы удивитесь сколько свободного времени появится у вас для чтения, общения, игры и прогулок. Приучите себя, что совместное чтение вслух - это увлекательнейшее занятие, которое позволяет вам расслабится и отдохнуть (а не просмотр телевизора). Берите книги, которые интересны и увлекательны для всех читателей. И тогда чтение будет занимательным не только для детей, но и для родителей.


Как организовать время чтения?

Многие читают детям перед сном (если дошкольник, то часто и перед дневным сном) и некоторые дети засыпают под историю. Не доводите до этого. Всегда следите за ребенком, если он устал, то прочитайте коротенькую историю, Дайте ребенку высказать свое мнение о прочитанном, задайте пару вопросов. Выскажите свое мнение. Обсудите персонажей. Чем они вам понравились, чем удивили, чем расстроили.
Если вы практикуете чтение Библии и молитву перед сном, то тогда выделите время в течении дня для чтения книги. Это может быть пятнадцать минут перед тем, как совершать вечерний туалет, или же, если вы приходите домой рано, то можно выбрать время полдника, заварить чай и поставить на стол печенье. И использовать это время для того, чтобы продолжить чтение детям вслух. Какой ребенок откажется от полдника, особенно, когда этот полдник сопровождается чтением интересной книги.
Педагоги рекомендуют чтобы каждый ребенок читал от 20 до 30 минут в день. Для начинающего школьника это должно быть чтение вслух, опытному читателю можно читать и про себя. Если вы хотите поддержать своего ребенка в таком чтении, поинтересуйтесь у него, какую книгу он читает и предложите ему читать ее совместно. Несколько страниц он, несколько страниц вы. Приятней читать книгу слушателям.

Во время чтения  

старайтесь читать выразительно, тембром голоса выделять разных героев, делать паузы, использовать жесты, следить за реакцией детей. Если надо, то прерваться на вопросы и ответы или вставить комментарий. Дать возможность детям выразить свои мысли или эмоции во время чтения. Если ваши старшие дети уже виртуозы в чтении и хотят принять участие - позвольте им почитать для всех, обязательно останьтесь с детьми во время чтения и примите участие в обсуждении. Убедитесь, что все желающие почитать вслух получили такую возможность. Однако не поддавайтесь искушению полностью переложить чтение на плечи других, всегда будьте полноценным участником чтения.

Об иллюстрациях

Когда начинают читать малышам, то всегда обращают внимание на иллюстрации в книге, чтобы им было интересно не только слушать вас, но и рассматривать картинки. Перерывы на рассматривание иллюстраций полезны, так как дают возможность соединить услышанное с наглядным примером. Когда детям читают вслух у них вырабатывается навык составлять образы по словесному описанию.  Многие книжки для начинающего читателя строятся по такому принципу - картинка и под ней текст. Текст описывает то, что на картинке. И картинка является подсказкой ребенку при чтении. По мере того, как ребенок развивает навык создания образов по устному описанию, уменьшаются картинки и увеличивается текст. Однако характеристика хорошей иллюстрации в том, что она не однозначна, но оставляет место для фантазии читателя. В ней заложена масса деталей, которые можно интерпретировать зрителю, она вызывает эмоциональный отклик. Такие иллюстрации стоит рассматривать всей семьей и обсуждать их. Такие иллюстрации часто побуждают детей их срисовывать или же создавать свои иллюстрации к книге. Если ваш ребенок захотел сам нарисовать иллюстрации к книге, значит она затронула его и у него есть потребность пропустить через себя прочитанное и выразить на бумаге свое отношение к нему. Следите за реакцией ваших детей и всегда помогайте им в таком начинании. Может быть и вы захотите порисовать и создать домашнюю книгу, основанную на прочитанном?

Что читать?

Oт коротких историй до больших повестей, от сказок до стихов. Главное, чтобы это было регулярное занятие и чтобы книги были понятны и доступны вашим детям. Короткие рассказы хороши тем, что вы стразу же узнаете конец истории. Повести и романы тоже хороши. За вечер вы можете прочитать одну главу. Дети узнают только часть истории и с нетерпением будут ждать ее продолжения. Мои друзья так прочитали все книги из "Хроник Нарнии" К.С. Льюиса, потом перешли к "Властелину Колец" Толкиена. Можно читать назидательные народные сказки, можно читать юмористические истории, приключения, детективы. Выбор всегда остается за вами, но должен зависеть от интересов ваших детей - что бы было полезно и интересно им.


При выборе книги задавайтесь следующими вопросами: 


  • чему полезному может научить эта книга моих детей? 
  • есть ли в ней положительные герои, которые будут хорошим примером для подражания моим детям?
  • Вдохновит ли эта книга моих детей совершать добро и защищать угнетенных, стремиться к справедливости и отстаивать правду?
  • Поможет ли эта книга моему ребенка справится с проблемами его возраста? 
  • Оставляет ли эта книга место для полета фантазии и творчества у читателя? 
  • Затрагивает ли она эмоциональную сторону ребенка? Не ищите только веселых книжек для чтения. Ребенку необходимо сталкиваться и с эмоциями грусти, печали и страха и вырабатывать свое отношение к ним. Где как не в окружении любящих и понимающих родителей ребенок может безопасно познать как положительные, так и отрицательные эмоции. Вспомните, как вы реагировали на сказку Андресена "Девочка со спичками" или на повесть "Белый Бим Черное ухо" Троепольского или "Муму" Тургенева, или "Чучело" Железникова или ""Белый Клык" Джека Лондона? Стали ли вы лучше благодаря этим историям?
  • Есть ли в этой книге замечательные иллюстрации и соответствуют ли они общему настрою книги? Я избегаю покупать книжки с иллюстрациями из художественных фильмов снятых по книге. Так как подобные иллюстрации переключают внимание на сюжет фильма и ограничивают детскую фантазию. Тоже самое относится к книжкам с иллюстрациями из мультфильмов Диснея. Лучше выбирать книги с оригинальными иллюстрациями. Например "Алису в стране чудес" с иллюстрациями Джона Тэнниэла.
  • как издана книга - какая у нее обложка, какого качества бумага, какой шрифт и какого он размера - легко ли он будет читаться; как переплетена книга - сшита или склеена, можно ли ее раскрыть широко? Приятно ли ее держать в руках. Это один из самых последних факторов в выборе книги, но для меня он тоже важен. Книга на серой бумаге , склеенная, в мягкой бумажной обложке не сможет выдержать интенсивного использования, ее будет трудно держать в руках и детям будет сложно ее рассматривать. Красивые, качественно изданные книги будут украшением вашего семейного времени и помогут не только прекрасно провести время в общении, но и помогут вашим детям ценить труд издателей и художников оформителей. Такие книги будут хранится в вашей библиотеке и передаваться детям и внукам, чтобы и они смогли познать радость совместного чтения.

Примерный список литературы, подходящей для домашнего совместного чтения (от дошкольного до среднего школьного возраста)

  1. Виктор Кротов сказки про червячка Игнатия, сказки по алфавиту
  2. Иенс Сисгорд Палле Один на свете
  3. Книги издательства "Абабагаламага" на украинском языке: Сборники - "любимые стихи", "100 сказок"
  4. Книги издательства "видавництво Старого Лева" на украинском языке, смотрите в их разделах - книжки с картинками, детские книги для чтения, картонки, стихи для детей
  5. Доктор Зюс (Сьюз) стихи
  6. Ганс Христиан Андерсен Сказки
  7. Сельма Лагерлеф "Чудесное Путешествие Нильса с Дикими гусями"
  8. Александр Милн "Вини Пух и все все все"
  9. Юнна Мориц Стихи
  10. Сергей Козлов "Ежик в тумане"
  11. Зощенко рассказы о Леле и Миньке
  12. Марк Твен "Приключения Тома Сойера"
  13. Элвин Брукс Уайт "Паутина Шарлотты"
  14. Астрид Линдгрен, повести для детей
  15. Жюль Верн "Путешествие вокруг света за 80 дней"
  16. Конан-Дойль Шерлок Холмс
  17. Стивенсон "Остров сокровищ"
  18. О'Генри Рассказы
  19. Клайв Стейплз Льюис "Хроники Нарнии"
  20. Толкиен "Хоббит", "Властелин Колец"
  21. Льюис Кэрол "Алиса в стране чудес". "Алиса в зазеркалье"
  22. Джек Лондон "Белый Клык"
  23. Луиза Мэй Олкот "Маленькие женщины"
  24. Люси Монтгомери "Анна из Зеленых Мезонинов" (Анна из Зеленых Крыш)














Комментариев нет:

Отправить комментарий